http://www.aros.orgAROS-ExecAROS-Exec ArchivesPower2People
kitty mascottop logo menu

Порты AROS

Введение

Уже упоминалось, что AROS - портируемая ОС, следовательно, она доступна на нескольких различных платформах. "Порт" AROS - это, буквально, и есть версия AROS, портированная на определенную платформу.

Типы (Flavors)

Все порты делятся на два разных вида, или типа (Flavors в терминологии AROS), а именно - на "родные" ("native") и "гостевые" ("hosted")

Native-порты работают в непосредственном контакте с "железом" и имеют полный доступ к компьютеру. В будущем, они станут самым естественным способом существования AROS, поскольку обеспечивают наивысшую производительность и эффективность, однако, в настоящее время они недостаточно развиты (по крайней мере, очень неудобны для разработки).

Hosted-порты работают под управлением другой ОС и не обращаются к "железу напрямую", используя возможности ОС-хоста. Их основное преймущество - простота разработки, поскольку отпадает нужда писать драйвера и облегчается сообщение с ОС. К тому же, пока что AROS не поддерживает себя сама (пока нельзя скомпилировать AROS под ней же самой), это существенно ускоряет программирование, поскольку позволяет запускать параллельно и среду разработки, и "подопытную" ОС, не прибегая к постоянным перезагрузкам только для опробования написанной программы.

Названия

Названия портов AROS имеют вид <платформа>-<процессор>, где - <платформа> - символическое название платформы, а <процессор> - архитектура используемого процессора. Платформа может быть как "железной" (в случае native-портов), такой как "pc" или "amiga", или ОС (в случае hosted-портов), таких как "linux" or "freebsd". Окончательно к названию добавляется приставка - "AROS/", что даёт например, "AROS/pc-i386".

Переносимость

Исполняемые файлы AROS пригодны для всех портов, имеющих одинаковый процессор, что гарантирует, что программы, скомпилированные для "pc-i386" будут работать равно на "linux-i386" и на "freebsd-i386".

Существующие порты

Ниже приведен список всех портов AROS, действительно работающих или находящихся в активной разработке. Однако, для скачивания доступны не все, поскольку они либо не закончены в достаточной мере, либо имеющиеся ресурсы не соответствуют их требованиям для сборки.

AROS/pc-i386 и x86-64

Flavour:Native
Состояние:Работает, поддержка драйверов пока недостаточна
Поддержка:Есть

AROS/pc-i386 native-порт предназначен для всего семейства IBM PC AT-совместимых компьютеров, имеющих процессоры x86 (или x86-64) архитектуры. Название несколько обманчиво, поскольку данный порт требует, по меньшей мере, 486 - совместимого процессора, благодаря использованию инструкций, отсутствующих у 386. (примечание переводчика - требуется шина PCI).

Этот порт вполне работоспособен, но пока имеет только самые базовые драйверы. Одним из существенных ограничений является поддержка ускорения графики только на картах nVidia and ATI. Владельцы прочих графических адаптеров вынуждены пользоваться "стандартными" (без ускорения) VGA и VBE-драйверами. В разработке находятся и прочие драйверы, но процесс идёт крайне медленно, поскольку разработчиков драйверов у нас примерно 2,5 человека. Порт доступен для скачивания.

AROS/pp-m68k

Flavour:Native
Состояние:Частично работоспособен(в эмуляторе), мало драйверов
Поддержка:Есть

AROS/pp-m68k - native-порт AROS на серию Palm-совместимых КПК ("pp" здесь означает "palm pilot", так назывались КПК-родоначальники этой серии). Это внушает надежду, что когда-нибудь AROS будет путешествовать с вами - в вашем нагрудном кармане.

В настоящее время этот порт весьма "сырой". В общем и целом он работоспособен (запускается в эмуляторе, никто пока не идёт на риск испортить свою драгоценную железку), но над ним ещё работать и работать. Есть графический драйвер, но ни единого драйвера устройств ввода. К скачиванию пока недоступен.

AROS/linux-i386

Flavour:Hosted
Состояние:Работоспособен
Поддержка:Есть

AROS/linux-i386 - hosted-порт AROS на ОС Linux [1] для семейства процессоров x86.

Наиболеее "зрелое" воплощение идей AROS, поскольку Linux стал основной рабочей средой её разработчиков, и этот порт почти не требует драйверов для работы. Доступен для скачивания.

AROS/freebsd-i386

Flavour:Hosted
Состояние:Работоспособен
Поддержка:Есть (5.x)

AROS/freebsd-i386 - hosted-порт AROS на ОС FreeBSD для семейства процессоров x86.

Этот порт также относительно закончен, поскольку делит бОльшую часть кода с AROS/linux-i386 портом, но, ввиду малой популярности FreeBSD среди наших разработчиков, всё же отстаёт от него. При построении снимков (snapshots) мы стараемся компилировать его, но это удаётся не всегда, поэтому скачивание доступно также не постоянно.

AROS/linux-ppc

Flavour:Hosted
Состояние:Работоспособное
Поддержка:Есть

AROS/linux-ppc - hosted-порт AROS на ОС Linux для семейства процессоров PPC.

Сборку можно скачать с Sourceforge. Для сборки необходима патченая версия gcc3.4.3, diff для которой можно найти в contrib/gnu/gcc.

AROS/mingw32-i386

Этот порт предназначен для запуска на Microsoft Windows (начиная с Windows 98) в качестве гостевой системы. Порт находится на ранней стадии развития и имеет лишь часть необходимых функций, но активно разрабатывается. Разработкой порта в рамках назначенного задания занимается Павел Федин. Для вывода на экран используется GDI.

Снимок данного порта можно скачать в нашей секции закачек.

От переводчика

Ещё известные мне порты:

AROS/68k-native (aka AfA) - порт в разработке, работоспособен (?), и является даже не вполне портом, а скорее, набором библиотек для апгрейда имеющейся AOS.

AROS/chrp-ppc - native-порт AROS на латы семейств Efika и Samantha. Производится Michal Schulz и находится в развитии в рамках назначенного задания.

Заметки

[1]Да, мы знаем, что Linux на самом деле всего лишь ядро, а не ОС в целом, но всё же намного проще и короче писать так, нежели "операционные системы, основанные на ядре Linux, некоторых стандартных инструментах GNU и оконной системе X". Правда, как придирчивые читатели заметят, всё упрощение потеряло смысл благодаря этому замечанию, но всё же ...

Copyright © 1995-2017, The AROS Development Team. Все права защищены.
Amiga© является торговым знаком Amiga Inc. Все прочие торговые знаки принадлежат их собственникам.

http://www.aros.orgAROS-ExecAROS-Exec ArchivesPower2People
kitty mascottop logo menu

Ports

Introduction

Since AROS is a portable operating system, it is available for several different platforms. A "port" of AROS is exactly what the name implies, i.e. a version of AROS ported to some specific platform.

Flavors

Ports are divided into two major groups, or "flavors" in AROS terminology, namely "native" and "hosted".

Native ports run directly on the hardware and have total control over the computer. They will become the recommended way to run AROS in the future since it gives superior performance and efficiency, but they have currently only a limited support for hardware.

Hosted ports run on top of another operating system and do not access the hardware directly, but use the facilities provided by the host OS. The advantages of hosted ports is that they are easier to write since it is not necessary to write low-level drivers. Also, it greatly speeds up programming since we can run the development environment and AROS side-by-side without wasting time on constant reboots to try out new code.

Naming

The different AROS ports have names that of the form <platform>-<cpu>, where <platform> is a symbolic name for the platform and <cpu> is the CPU architecture. For a native port, the platform refers to the hardware, such as "pc" or "amiga"; for a hosted port it refers to an operating system, such as "linux" or "freebsd". In situations where it might not be obvious that the topic is AROS, "AROS/" is commonly prefixed to the port name, giving you e.g. "AROS/pc-i386".

Portability

AROS executables for a specific CPU are portable across all ports using that CPU, which means that executables compiled for "pc-i386" will work fine on "linux-i386" and "freebsd-i386".

Existing ports

Below is a list of all AROS ports that are in working order and/or actively developed. Not all of these are available for download, since they might either not be complete enough or have compilation requirements that we can't always meet due to limited resources.

AROS/pc-i386 and x86-64

Flavour:Native
Status:Working, incomplete driver support
Maintained:Yes

AROS/pc-i386 is the native port of AROS to the common IBM PC AT computers and compatibles using the x86 (or x86-64) family of processors. The name is actually a bit misleading since AROS/pc-i386 actually requires at least a 486 class CPU due to usage of some instructions not available on the 386. This port also requires that the computer is PCI-based.

This port works quite well, but we only have the most basic driver support. One of the biggest limitations is that we currently only have support for accelerated graphics on nVidia and ATI graphics hardware. Other graphics adapters must be used with generic (non-accelerated) VGA and VBE graphics drivers. There are more drivers in the works, but development is quite slow since we only have about 2.5 hardware hackers.

This port is available for download.

AROS/pp-m68k

Flavour:Native
Status:Partly working (in an emulator), incomplete driver support
Maintained:No

AROS/pp-m68k is the native port of AROS to the Palm line of handheld computers and compatibles ("pp" stands for "palm pilot", which was the name of the first handhelds of this line). This means that you might be able to take AROS with you in your pocket when travelling in the future...

This port is currently very raw. It does mostly work (running in an emulator, since nobody wants to risk trashing their expensive hardware just yet) but there is still a lot of work left. There is a graphics driver, but not any input ones.

This port is not available for download at this time.

AROS/linux-i386 and x86-64

Flavour:Hosted
Status:Working
Maintained:Yes

AROS/linux-i386 is the hosted port of AROS to the Linux operating system [1] running on the x86 (or x86-64) family of processors.

This is the most complete port of AROS, feature-wise, since most of the developers currently use Linux when developing AROS, and there are far fewer drivers to write.

This port is available for download.

AROS/freebsd-i386

Flavour:Hosted
Status:Working
Maintained:No

AROS/freebsd-i386 is the hosted port of AROS to the FreeBSD operating system running on the x86 family of processors.

This port is relatively complete since it shares most of it's code with that of AROS/linux-i386, but since there aren't many developers that use FreeBSD it is lagging a little bit behind.

We try to compile AROS/freebsd-i386 when doing snapshots, but that's not always possible. It's, thus, not always available for download.

AROS/linux-ppc

Flavour:Hosted
Status:Working
Maintained:Yes

AROS/linux-ppc is the hosted port of AROS to the Linux operating system running on the PowerPC family of processors.

Rebuilding requires a patched gcc3.4.3. The diff file can be found in contrib/gnu/gcc.

AROS/mingw32-i386

This port is intended to run on Microsoft Windows (beginning from Windows 98) as the hosted system. The port is in its early days but is developed constantly.

The port maintainer is Pavel Fedin. GDI is used to make the screen output.

This port can be downloaded from our download page.

Footnote

[1]Yes, we know that Linux is really just a kernel and not a whole OS, but it is much shorter than "operating systems based on the Linux kernel, some of the common GNU tools and the X windowing system". This size optimization is of course negated by having to write this explanation for the pedantic readers, but anyway...

Copyright © 1995-2014, The AROS Development Team. All rights reserved.
Amiga® is a trademark of Amiga Inc. All other trademarks belong to their respective owners.